Семейные отношения достоевских


 

Достоевский и мировая культура
Сборник материалов
молодежной научно-практической конференции

Ю.В. Петрова

Биографии Достоевского: удачи и потери

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…
Ф. М. Достоевский

Эти известные слова Достоевского могли бы стать эпиграфом любого биографического изыскания. Каждый человек есть тайна, как же, должно быть, необъятна тайна тех людей, которых мы называем выдающимися, замечательными, гениальными. Как подойти к этой тайне, как приоткрыть завесу времени и пространства, которые еще плотнее окутывают ее? Каждый биограф стремится решить эту задачу, но не каждый может решить ее удачно. Если мы говорим о биографии поэта (поэт – это человек, способный творчески пережить жизнь), то это должна быть биография, способная дать читателю образец гармоничного сочетания человека с его творческой деятельностью. Личность и судьба – вот творческие формы, принципы, в отношении которых может быть создана подлинная смысловая целостная биография. Личность, как правило, не может не проявить себя в какой-либо творческой культурной форме. Она ищет выражения как самообъяснения. Способ и путь выражения становится одним из основных пунктов следования своей судьбе. Таким образом, если мы обращаемся к биографии писателя, мы обязаны помнить, что каждое его творение – это биографическая веха в постижении творцом своего и мирового бытия, где мир писателя и универсум сопряжены в живое единство. Ощущение этого единства, переживание момента единения – вот что созидает личность. Постижение переживания поэта сочувствующим ему биографом – это одно из оснований написания подлинной биографии.

Большое значение в создании жизнеописания имеют взаимоотношения биографа и его героя. Здесь встречаются две судьбы: «Судьба человека выбирает его биографа. Но и биограф выбирает свою судьбу, встречая своего героя» 1.

Однако эта конгениальность не предзадана, она проявляет себя в поисках и установлении отношений с героем, в диалоге и борьбе, в умении настроить себя на глубину и ответственность в самопостроении личности, воплощением которой, в нашем случае, является Ф.М. Достоевский. Если биографу удается достичь этой соизбранности, то его судьба тесно смыкается с судьбой героя. В этом случае возможно достичь сопереживания жизни героя, постичь его переживание жизни как путь самопостижения. Таковы основные критерии написания удачной смысловой целостной биографии.

Теперь на основании наших рассуждений обратимся к традиции описания жизни Ф.М. Достоевского.

Начнем с советской биографии. Среди наиболее значительных трудов – биографии Достоевского, написанные Переверзевым В., Заславским Д.И., Ермиловым, Гроссманом Л.П. Период, в который были написаны эти работы – до 60-х гг. ХХ века – отмечен появлением и развитием мифологемы достоевских Достоевского, согласно которой писатель рассматривался как жертва «жестокого таланта» 2. Появление этой мифологемы следует отнести ко времени задолго до советского периода исследования жизни и творчества писателя. С публикации в девятом номере «Отечественных записок» от 1882 года статьи Михайловского «Жестокий талант» началась легенда об «измученном жизнью, больном нервно и недомогающем вечно физически» Достоевском 3. Отметим ее основные пункты.

1. Своеобразный гений Достоевского интерпретируется как «жестокий талант» 4, причем особо отмечается, что «жестокость и мучительство всегда занимали Достоевского и именно со стороны <...> как бы заключающегося в мучительстве сладострастия» 5. Этот тезис в полной мере развил В.В. Вересаев в очерке «Человек проклят», посвященном творчеству Достоевского, где его доминантой обозначается «дух беспощадного самоистребления» 6. Достоевскому инкриминируется «жажда личной проповеди» 7.

2. «Уважение к существующему порядку» Достоевского 8 обернулось у советских литературоведов «защитой реакции против передового движения времени», что объявляется «едва ли не высшим трагизмом всего его <Достоевского> мучительного существования» 9.

Советские критики не остановились на этих пунктах. К ним они прибавили новые, а старые уточнили. Так «мучительство» перекочевало из творчества писателя в саму его жизнь. Стал создаваться миф о несчастном детстве Достоевского. У Переверзева описана «обстановка трудовой бедности, строгого, деловито-расчетливого образа мещанской жизни» 10. У Заславского и Ермилова нищее детство усугубляется «молчаливым, угрюмым, суровым» характером отца Достоевского 11. Л.П. Гроссман оттеняет этот образ отца, добавляет драматизма в семейные отношения Достоевских путем заострения внимания читателей на якобы несчастной судьбе матери будущего писателя. Словом, советские биографы занимались не подлинным творчеством биографии писателя, а мифотворчеством.

Один из самых удачных опытов биографии Достоевского предложил Ю.М. Селезнев. Биография не лишена недостатков. Среди них некоторые фактографические неточности и умолчания (например, сибирский период в жизни писателя освещен очень схематично). К тому же биограф не всегда мог удержаться от соблазна высказать свои сокровенные мысли устами своего героя. Так, Достоевский время от времени фигурирует на страницах биографии как аргумент в невидимом читателю споре.

Но достижения этой биографии значительно превосходят ее потери. Селезнев сделал первый шаг в русской биографии по реконструкции жизни Достоевского на основании постижения развития духа писателя. Этот процесс осмыслен биографом как целостное явление, благодаря чему личность писателя обретает статус динамической, творческой.

Вероятно, ближе всех к идеальной реконструкции миросозерцания и жизнетворчества Достоевского подошел В.В. Розанов. Исходные пункты его идеи о личности Достоевского - одно из самых прочных оснований для тех биографий писателя, которые еще будут написаны. Центром новой биографии должен стать духовный опыт писателя, «гения», по определению Розанова 12. Сущность гения состоит «ни в чем другом, как в обширности духовного опыта, которым он превосходит других людей, зная то, что порознь рассеяно в тысячах их, что иногда скрывается в самых темных, невысказывающихся характерах, знает, наконец, и многое такое, что никогда ещё не было пережито человеком, и только им, в необъятно богатой его внутренней жизни было уже испытано, измерено и оценено. <...> миры созданий проходят через его сердце <...>» 13.

Прибавим к этому умение Достоевского задаваться предельными для человеческого существа вопросами и осмысление им самим целостности своего пути как «расширения духовного опыта, захвата новых сфер в область обдумываемого и переживания» 14. Такое понимание личности Достоевского способно стать фундаментом биографии писателя. Все остальное – лишь умножение его эмпирических проявлений. Только «сердце остается одно».

_______________________


1 Беленький И.Л. Биография и биографика в отечественной культурно-исторической традиции // История через личность: Историческая биография сегодня. М., 2005. С. 51.
2 Михайловский Н.К. Жестокий талант // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. М., 1990. С. 59.
3 Переверзев В. Ф.М. Достоевский. М., Л., 1925. С.12.
4 Михайловский Н.К. Указ. соч. С. 63.
5 Там же. С. 62.
6 Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом, О Ницше. М., 1991. С. 75.
7 Михайловский Н.К. Указ. соч. С. 61.
8 Там же.
9 Гроссман Л.П. Ф.М. Достоевский. М., 1962. С. 298.
10 Переверзев В. Указ. соч. С. 5.
11 Заславский Д.И. Ф.М. Достоевский: Критико-биографический очерк. М., 1956. С. 4.
12 Розанов В.В. Ф.М. Достоевский (Критико-биографический очерк) // Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб, 1894. С. VII.
13 Там же.
14 Там же. С. ХV.


Источник: http://www.litmuseum.omskportal.ru/index.php/ru/publications?id=85


Закрыть ... [X]

Концепт «Семья» в речи повествователя (Ф. М. Достоевский) Статус если ты нравишься парню


Семейные отношения достоевских Отношения Жуков - Достоевский (Стратиевская) - Соционика
Семейные отношения достоевских Socionics. org - Проблемы в отношениях Штирлиц - Достоевский
Семейные отношения достоевских Достоевский (INFJ ) - Динамическая соционика
Семейные отношения достоевских Биографии Достоевского: удачи и потери
Семейные отношения достоевских Ф.М. Достоевского - Православие. Ru
ArtOfWar. Носатов Виктор Иванович. Алма-Атинское пограничное «Приключения Электроника» читать Барбекю из кирпича своими руками День работников сельского хозяйства Украины. SMS Как отполировать пластик : средства для полировки и технология Консультация врачей - Аллергия(общие вопросы) Легкая поделка из бумаги - Master classy Маски Мертвого моря. Как приготовить их в домашних условиях?